Ваш ответ, министр! Глава Минобрнауки Ольга Васильева – о ЕГЭ, дружбе и чтении
“Много мест в престижных вузах заполняют олимпиадники, но на ЕГЭ им разрешается принести хотя бы 75 баллов. А чем хуже те, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов, но вне конкурса его почему-то не зачисляют?”
Ольга Васильева: Вопрос правильный. У нас огромное количество детей, которые хорошо сдали ЕГЭ, но часто бюджетные места занимают олимпиадники. Есть случаи, когда человек, сдавший ЕГЭ на 60 баллов, получил призовое место на олимпиаде по этому предмету. В вузы по результатам олимпиад поступают 2,4 процента, все остальные – по ЕГЭ. Сейчас идет жесткая проверка того, что реально происходит с олимпиадами, и, конечно, многие вещи мы будем отсекать. У нас только 5146 человек из 711 тысяч сдали ЕГЭ на 100 баллов. Будь я ректором или председателем приемной комиссии, я бы за стобалльников билась незнамо как. В последние годы у нас идет активная поддержка талантливых детей. Сейчас ведется разговор о том, чтобы наряду с портфолио могли бы появиться оценки их проектов.
“Почему всей статистики по ЕГЭ нет в открытом доступе?”
Ольга Васильева: ЕГЭ – государственный тест, а не рейтинговая оценка. У нас разные школы, есть специализированные классы с углубленными программами, есть обычные. Было бы несправедливо их сравнивать по результатам ЕГЭ. Я глубоко убеждена, что рейтинга школ по ЕГЭ не будет. Спустя какое-то время после ЕГЭ мы всегда обнародуем средние баллы по стране. Информация есть, вы можете найти ее на сайте Рособрнадзора.
“Является ли введение базового ЕГЭ по математике фактической отменой обязательного среднего образования, так как дает возможность получить аттестат школьникам, не знающим в полном объеме программу средней школы?”
Ольга Васильева: В идеале я бы очень хотела, чтобы все дети страны сдавали углубленный экзамен по математике, но я прекрасно понимаю, что это не очень правильно. Если я гуманитарий, например историк, и математику дальше в своей жизни никогда изучать не буду и вообще вряд ли к ней вернусь, думаю, базового уровня хватит по окончании школы.
“Двоечникам разрешают пересдать ЕГЭ только в России?”
Ольга Васильева: Во всех странах есть пересдача, сроки разные, есть страны, где пересдача идет в течение месяца или полутора месяцев. Но в основном это годовой срок.
“Возможен ли в российской системе переход к образованию, как, например, в Финляндии, где учеников готовят не к экзаменам, а к жизни? Я ученик лицея и считаю, что только 10 процентов школьной информации может оказаться мне полезной. Остальное – лишнее и скучное”.
Ольга Васильева: Расскажу интересную историческую притчу. Финляндия вошла в состав Российской империи в 1809 году, а вышла в 1918-м. И пережила две большие реформы образования. Надо заметить, Финляндия взяла в свои методики много лучшего из российского, советского прошлого и никогда это не скрывала. Там великолепная связь между школой и профессиональным средним образованием. Это отработанная система, которая заслуживает внимания и которой нам стоит поучиться. В отношении скукоты я согласна. Странно, когда человеку в школе скучно. Либо ученик так хорошо подготовлен и все это уже знает, либо, это вторая история и более тяжелая, он не понимает и не может усвоить материал.
25 процентов россиян не имеют навыка функционального чтения. Что это такое? Человек читает страницу и не может потом тремя предложениями рассказать, о чем он прочитал, не может понять и осмыслить. Начинается отставание в школе, появляются серьезные проблемы: сначала мне страшно, потом скучно, а потом противно и я уже не хочу в школу. К сожалению, у нас очень мало исследований по детской, подростковой, юношеской физиологии, а здесь нужен научный подход. Я не согласна с тем, что все дело в клиповом сознании детей.
“ЕГЭ – единый госэкзамен, однако оплата педагогам за его проведение и организацию в разных регионах разная. Оплата за ГИА вообще не предусмотрена. Собирается ли министерство исправлять ситуацию?”
Ольга Васильева: К сожалению, это региональная ответственность и этот вопрос регулируется региональным бюджетом. В некоторых регионах оплата выше, в некоторых – ниже. Где-то нет вообще.
“На проведение ЕГЭ выделяются миллионы, но в бюджетах школы нет строки расходов на закупку бумаги для печатания экзаменационных материалов. Кто все-таки должен нести расходные обязательства?”
Ольга Васильева: Эти расходы лежат на муниципалитетах. Муниципальные чиновники должны обеспечивать школу всем необходимым для проведения ЕГЭ и ГИА.
“Как проверяется качество преподавания учителей в школах? Многие учителя и сами не могут сдать ЕГЭ”.
Ольга Васильева:Аттестация никогда не отменялась, она была и есть. Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала – по собственному желанию в течение какого-то времени, потом – обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю. В прошлом году в 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.
Может ли учитель ошибиться при тестировании на ЕГЭ? Конечно, может. И я не вижу в этом ничего страшного. В начале нулевых годов мы с моими коллегами-историками достаточно долго развлекались тем, что отвечали на вопросы ЕГЭ. И у нас на один и тот же вопрос было три ответа. Правда, не противоположные, но была тонко отличающаяся грань.
“Влияют ли Всероссийские проверочные работы на оценку в аттестате? Будут ли обязательными предметами на ЕГЭ история и иностранный язык?”
Ольга Васильева: Мы вводим обязательные Всероссийские проверочные работы по тем предметам, по которым ученик не сдает ЕГЭ. Сейчас педсоветы определяют тот объем предметов, по которым пройдут проверочные работы в школе. Мы стараемся пока не рекомендовать использование оценок за работы при выведении итоговых в аттестате. ЕГЭ по иностранному языку абсолютно точно будет обязательным с 2022 года. Но сначала будут выбраны пилотные регионы, мы посмотрим, как это пойдет. По истории вопрос пока открыт, но у нас ряд вузов при зачислении на гуманитарные дисциплины перешли с обществознания на историю. Допустим, так сделал МГИМО. При том, что историю мы много лет сдавали при приеме в вузы как обязательный предмет. Но раньше будущие экономисты и юристы всегда сдавали историю.
“Что самое важное в жизни человека?”
Ольга Васильева: В самые разные периоды жизни самое важное будет меняться. Но главное – оставаться человеком в любой ситуации. Поверьте, это самое важное. Надо ценить друзей, надо трудиться. Любая цель предполагает нелегкую работу. Простите меня за назидание, но многие древние философы говорили: ценится то, что тяжело, с трудом достается.