Можно ли учиться в школе без репетиторов?
Примета времени – онлайн-репетиторство. Это гораздо дешевле, чем очно. Цены начинаются от 400-500 рублей за занятие. Есть два способа: видеолекции с проверочным материалом или тестами и занятия по скайпу, когда с преподавателем можно напрямую общаться. Онлайн-предложений полно, но выбрать качественный курс и найти хорошего педагога непросто. А заманивают в паутине очень агрессивно. Любому троечнику обещают чуть ли не 100 баллов. Практически все сайты, которые проверили корреспонденты “РГ”, уверяли, что с их помощью можно за полгода прибавить к ЕГЭ 30 баллов! “Был слабым троечником – поступишь в МГУ” – примерно так можно перевести это обещание на понятный всем язык. Цены для такого педагогического “мастер-класса” просто смешные. Плати 2 тысячи в месяц и гляди видеоуроки с утра до ночи.
Есть порталы, которые, по сути, предлагают онлайн-самоучители в виде квестов. Ученика спрашивают: какой балл ты хочешь получить? Двоечник пишет на страничке: “95”, а до экзамена, скажем, четыре месяца. Машина ему отвечает: не волнуйся, Вася, получишь свои 95! Вот твой индивидуальный план, выполняй четко все задания. Сделал ошибки в проверочных тестах? Возвращайся к материалу снова. И так на одной теме, извините, можно до лета и зависнуть.
Вузы тоже предлагают онлайн-курсы для абитуриентов. Цена – более чем демократичная. За год 8-9 тысяч рублей. Но если вуз берется подготовить вас по Интернету к олимпиадам, это стоит уже около 20 тысяч. Такие услуги часто предлагают столичные престижные университеты.
Откроем секрет: готовят там, как правило, к своим, вузовским олимпиадам. Так что, если вы точно знаете, что будете поступать именно в этот университет, есть смысл потратиться.
Подготовительные курсы в региональных вузах дешевле. Можно найти три предмета за 18-19 тысяч. Есть вузы, которые вообще предлагают онлайн-занятия бесплатно. Обычно речь идет о технических университетах. Есть виртуальный бесплатный курс “Инженерия будущего” в Томском политехе. Идут бесплатные интернет-лекции на сайте МИФИ. Их можно посмотреть в любое время.
Помогут ли репетиторы подготовиться к ЕГЭ? Кто лучше – школьный учитель или преподаватель вуза? Об этом “РГ” рассказывает Наталья Бабич, кандидат психологических наук, репетитор с 25-летним стажем. Своих детей она сознательно учила дома, с помощью частных учителей и считает, что школа сегодня не всегда дает хорошие знания.
Наталья Бабич: Иностранный язык без репетиров в обычной школе не выучить. Если у вас есть способности, хороший репетитор за три года может научить свободно говорить. Переплачивать за то, что у репетитора диплом столичного вуза, не вижу смысла. Я обычно избегала репетиторов – школьных учителей. Для большинства из них частные уроки – лишь возможность подработки. У моего сына, который был на семейном обучении, из семи репетиторов осталось три. Так сложилось, что все – кандидаты наук.
Сейчас много предложений онлайн-репетиторства. Цены не такие уж высокие. Такие занятия себя оправдывают?
Наталья Бабич: Для взрослых людей это может подойти, но если речь идет о школьниках, особенно средних или младших классов, есть проблемы. Ты не можешь сразу увидеть ошибку и поправить. Все-таки сказывается недостаток контакта учителя и ученика. Что касается экранного восприятия, то для молодежи тут барьеров нет.
Многие родители хотят брать репетиторов по иностранным языкам детям уже с пеленок. Есть в этом смысл?
Наталья Бабич: Иностранными языками надо заниматься тогда, когда ребенок выучился писать. До этого надо создавать ребенку языковую среду – слушать песни, стихи, смотреть мультфильмы на иностранном языке.
В последние годы школьники разучились грамотно писать по-русски, не знают простых орфографических правил. В чем проблема?
Наталья Бабич:Относительно русского языка сейчас идет дискуссия – нужна ли фонетика в младших классах? Думаю, нет. Этот раздел может быть в 5 классе. В школе он в первом классе, вот мы и получаем безграмотное письмо: дети пишут так, как слышат. В школах программы перегружены. Лучше пройти меньше материала, но усвоить его хорошо. Вот возьмите 3 класс. Тема – “существительные”. Первый урок – объяснение, что это такое. Второй – даются названия падежей, третий – признаки падежей, четвертый – самостоятельный поиск существительных в тексте. За неделю все пробежали… Чтобы обычному ученику все это хорошо усвоить, надо как минимум три месяца. Посмотрите, как и каким языком написаны учебники, какие тексты там приводятся в качестве примеров. Ощущение такое, что авторы детей никогда в глаза не видели.
Когда школа будет учить так же хорошо, как репетиторы?
Наталья Бабич: Для начала надо научить студентов педвузов готовить программы, рассчитанные хотя бы на три уровня подготовки учеников: слабых, средних и сильных. Увы, но у нас в школе индивидуальный подход не приветствуется. Потому и репетиторы всегда будут востребованы.