Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике.
Истинное знание — знание причин Г.Галилей
В своей деятельности я придерживаюсь педагогической концепции, содержание которой созвучно словам Галилея : “Здесь скрыты столь глубокие тайны и столь возвышенные мысли, что, несмотря на старание сотен остроумнейших мыслителей, трудившихся в течение тысяч лет, еще не удалось проникнуть в них, и радость творческих исканий все еще продолжает существовать”.
Действительно, во все времена образование было направлено на развитие человека. Учитель — это проводник человека в мир знаний. Насколько хорош будет проводник, настолько далеко пойдёт ребёнок за ним.
Учителя – люди ищущие. Они всегда в поиске истины, в поиске путей улучшения методов и средств обучения.
Цель моей методической системы – сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни .Для этого в моей работе особое место я отвожу – организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися как средству компетентностного подхода при обучении физике.
Задачи инновационной деятельности:
• помочь учащимся в создании целостной картины мира в процессе изучения физики;
• развивать творческую инициативу ученика,
• воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Задачи исследовательской деятельности
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Актуальность опыта состоит в том, чтобы создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе.
Обоснованность выбора темы.Эта тема мною выбрана не случайно. Используя на уроках и во внеурочной работе проектную и исследовательскую деятельность у меня не раз возникал вопрос : а зачем это нужно? Ведь это огромный труд учителя, требующий колоссальных затрат времени, которые уходят на дополнительные консультации учащихся, на поиск и систематизацию информации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…» Общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей..
Основные идеи компетентностного подхода были отражены в исследованиях российских психологов В.В. Давыдова, П. Я. Гальперина, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской.
Исследования многих педагогов и дидактов (А. JI. Андреев, В.А. Болотов, Г. К. Селевко, Г. К. Степанова, Б. Д. Эльконин и др.) посвящены проблемам становления и внедрения компетентностного подхода в практику обучения.
Новизна опыта заключается в широком использовании в педагогической практике навыков исследовательской деятельности как фактора развития творческой активности учащихся .
Теоретической базой моего опыта являются работы Е. И. Розгова, В. А. Бурова, А. И. Иванова, В.И. Свиридова, Н. М. Шахмаева, использование журнала « Физика в школе
Инновационные технологии реализации компетентностного подхода при обучении физике опираются на деятельностные и личностно-ориентированные технологии обучения проектной и исследовательской деятельности учащихся . ПРОЦЕССПОЗНАНИЯ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ, ЦЕННЕЕ, ЧЕМ САМО ЗНАНИЕ. Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания. Это дает ученику возможность на основе уже имеющихся у него знаний о природе изучить ее более глубоко. Позволяет отвечать на вопросы, которые ему интересны именно в данный момент, которые он сам себе задал, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать проектно-исследовательскую деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков, связать предмет физики с реальной жизнью. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Физика – экспериментальная наука. На уроках мои учащиеся приобретают опыт применения таких общенаучных методов эмпирического познания, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование..» Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.»(Китайская мудрость). Защита работ проводится на школьных научно-практических конференциях таких как «Шаг в науку»,»Дебют в науке». Юные исследователи погружаются в творческий процесс. Темы, заявленные в выступлениях, привлекают внимание: «Автомобиль и экология», «Победим гололедицу», «Пища и энергия», «Изучение мыльных пузырей», «О силе трения», «Из истории одного изобретения», «Тайны древних пирамид», «Явление диффузии»,», «Физика фонтанов» и многое др., Примерами исследований по физике являются «Определение факторов, влияющих на скорость испарения жидкости», «Изучение действия магнитной силы в магнитных взаимодействиях».На уроках физики проводятся различные формы исследовательской деятельности. Если в 7-9 классах учащиеся занимаются исследовательскими видами деятельности при обобщении учебного материала, отыскивая дополнительные интересные факты из окружающей нас жизни, то в 10-11 классах я провожу уроки-семинары, к которым ученики сами подбирают материал, рассматривают и раскрывают вопросы заданий.
Такие работы развивают практические умения, логическое мышление, самостоятельность, смекалку, учат анализировать наблюдаемый процесс, оценивать результаты, выдвигать гипотезы, делать обобщения и выводы, связывать теорию, практику и жизнь с помощью системы экспериментальных заданий, включая домашние.
Я придерживаюсь позиции , что роль учителя – быть не над учеником, а рядом с учеником. Не зря великий педагог Ян Амос Коменский говорил: « Что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое»
На мой взгляд,в каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Моя задача эту страсть направлять в творческое и научное русло.
Главное,чтобы каждый мой ученик понимал основной тезис проектной работы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» .
Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности учителя – это успехи его учеников. Исследовательские и рефератные работы моих учеников в региональных конкурсах Всероссийского конкурса «Атомная наука и техника» на базе информационного центра атомной энергии г.Воронежа традиционно завоевывают призовые места.
Мои ученики участвовали успешно в региональном конкурсе «Исследовательская деятельность учащихся» всероссийского конкурса имени В.И. Вернадского на базе ВГПУ
Они являются призерами регионального конкурса мультимедийных презентаций «Наука и техника в лицах» в номинациях: «Творцы науки», »Сложный выбор», »Эксперименты, совершившие революции», »Нобелевские лауреаты», Воронежской открытой олимпиады школьников «Турнир Юных Физиков», регионального конкурса литературного эссе «Энергия в мире-мирная энергия».
Среди учеников есть победители и лауреаты межшкольной научно-практической конференции: »Атомная наука: вчера, сегодня, завтра», финалисты регионального конкурса синхронного чемпионата по интеллектуальным играм среди школьников «Формула интеллекта»(Информационный центр по атомной энергии), конкурса презентаций по истории науки »Наука и техники Воронежской области в лицах»в номинации «Лица Воронежской науки»
Систематическое использование ресурсов Интернет, изучение и апробация опыта коллег со всей России, позволили мне по-новому взглянуть на оформление разработок к урокам, содержанию и наполнению уроков. Учитель не должен стоять на месте, а должен развиваться, принимать участие в конкурсах, чтобы не только проявить себя, но и узнать что-то новое! Как результат-3 место в региональном конкурсе методических разработок учителей «Атомные уроки» .
Изложив основные принципы своей работы, хочу отметить следующее. Проектная и исследовательская деятельность очень многогранна, интересна и с большим потенциалом возможностей.А все гениальное как всегда просто! Вспомним слова А.Эйнштейна «Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку». И учитель в первую очередь должен стараться создать атмосферу, сопутствующей поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной.
«То, что мы знаем, – ограничено, а то, что не знаем, – бесконечно.»
– П.Лаплас